[Глава 3] БЕГУН. РЕШАЮЩЕЕ СОРЕВНОВАНИЕ
Формат: полнометражный кинофильм
Производство: Vension Media Product Company; Amberflow
Production.
2016
В ролях: Рэнни Говард, Клирел
Фасшен, Паулина Андреева, Ян Сосниок
Премьера: 8 сентября
Продолжительность:
– прокатная версия 1.41 (101 мин.)
– режиссёрская версия 3.11 (191 мин.)
Режиссёр: Тэрриан Хоул
«Решающего соревнования» в кино, без режиссёрской версии. А предыдущий эпизод посмотрел на сайте в режиссёрке, ибо являюсь поклонником ЭГО и мне важны все отсылки (в более полной версии учтены все нюансы повествования и она имеет отсылки к предыдущим эпизодам, размещается для поклонников на сайте, принадлежащем Vension Media Product Company, там можно купить право просмотра с 00:00 того дня, на который назначена премьера, и посмотреть сразу же, либо можно купить право просмотра предварительно, но я, как упоминал раньше, не был обладателем времени для сего действия, поэтому пару дней назад купил просмотр). Да, покупка возможна с момента старта фильма до премьеры следующего эпизода. А следующий эпизод «Лунные воины» стартует через месяц, поэтому время было. А «Бегуны» вышли с промежутком в один день, поэтому я сначала глянул один в режиссёрке, потом сразу отправился в кино на второго, поэтому обзоров будет два.
Начинаю первый, ведь и так предисловие затянулось. Только сообщу, что фильмы буду называть далее по тексту сокращённо в виде аббревиатуры и студию-производителя тоже. Выходит, «Бегун. Решающее соревнование» будет "БРС"; «Бегун. Самая последняя глава» – "БСПГ", а производитель фильмов – компания Vension Media Product Company, соответственно, "VMPc". Приступаю к разбору впечатлений.
В первую очередь стоит отметить, что годом ранее были сняты все три части, являющиеся перезапусками оригинальных "Бегунов", но на экраны выпустили только одну, чтобы посмотреть на реакцию зрителя. Поклонник фильмов о самом быстром герое Эпопеи Героев Отчуждения – мистер Третий, который является главой киноконцерна, производящего все новые эпизоды с 2015-го, хотел показать обновлённую версию с новыми спецэффектами.
Поклонники справедливо возмутились, ведь оригинальный «Бегун» 1996-го числится в списке картин ЭГО, следовательно, каноничен и перекраиванию не подлежит. Посмотрев на реакцию и малые сборы «Бегуна» 2015-го, VMPc убрала остальные два подальше, дабы не подогревать гнев поклонников серии. Сюжет всех трёх перезапусков незайтелив, и повторял линию оригиналов девяностых годов: то же становление героя, обретение сильного врага и сражение с создателем. Единственным отличием стали декорации (вместо дома профессора, где Рубби подвергается воздействию прибора, целый научный корпус), пристрастия героя (без намёков на спортивную карьеру) и мимолётная встреча с Мирклом в конце первого перезапуска.
Создатели обещали абсолютно новую историю в БРС. И то, что вышло, я имел счастье наблюдать. Работа над ошибками была проделана тщательная. Чтобы не трогать основную историю «Бегуна», фильм 2015-го сделали не перезапуском, а показали альтернативную версию Рубби. Тут удачно вспомнился создателям сериал «Скитальцы», где во втором сезоне всех остальных членов команды Миркла кроме лидера убивают, действие там происходит как-раз в 2015-ом. Удачное совпадение сразу дало старт завязке всей концепции. Помимо того, вспомнили и о других перезапусках, а таковые были в 1997-ом и 2013-ом, персонажей из них тоже сделали альтернативными версиями, и всё это ассорти маститых бегунов вместили в одну историю, и вышло определённо свежо.
Сцена перед началом содержит ту самую отсылку ко второй серии второго сезона «Скитальцев», когда главный антагонист убивает Рубби на стадионе, где тот наблюдает за автомобильными гонками. Потом камера переносится вверх, и с высоты птичьего полёта появляется возможность наблюдать за первой сценой из «Бегуна» 2015-го. Такой неожиданный ракурс вносит новизну в знакомый эпизод, как и переснятая сцена с гонками на автодроме - все те же действующие лица, та же локация и идентичные действия. Как выясняется позже, вступительная сцена перед начальными титрами находится на своём месте, ведь в первой части фильма напрочь забываешь обещанное появление нескольких версий главного героя.
Начинается фильм, как и «Бегун» 2015-го: сначала снизу проплывают виды города, потом все очертания зданий сливаются в калейдоскоп символов, из которых возникают всякие биологические вещи, вроде молекул, цепочек ДНК, живых клеток. А в момент припева вся эта комбинация оказывается очертаниями ног или тела бегуна, который под ритмичный саундтрек бежит в разные стороны, раздваиваясь или увеличивая число своих копий, оставляющих при беге золотистую полосу. Выглядит завораживающе. Музыкальное сопровождение подобрано в тему – общий ритм способствует энергичным действиям человечка из цветных линий, украшающего вступительные титры. Это общий тон всех трёх частей – начало стилизовано под абстрактный мультик с многообещающим саундтреком, и, стоит отметить, свою функцию музыкальные темы выполнили – зрители признали саундтреки трёх «Бегунов» отличными.
Но вот цветные линии, сплетающиеся в подобие живых клеток, цепочек ДНК и кровеносных сосудов, вновь разлетаются, и под конец песни становятся очертаниями зданий сверху. Действие разворачивается на заброшенном стадионе, который служит хорошей отсылкой к первым фильмам девяностых – в них Рубби постигал свои новые силы в той же локации.
Теперь непосредственно к сюжету. Он делится на четыре части:
- первая продолжает повествование «Бегуна» 2015-го: Рубби тренирует обращаться с новыми возможностями дядя, который в первом фильме лишь мелькал в виде галлюцинаций, а под конец появился сам, но так же мимолётно. Ныне он – полноценный наставник героя. Обучая Рубби, он терзаем вопросами о предназначении героя, его месте в мире, его функции. Допустить, что госпожа Случайность даровала племяннику дар бега со звуковой скоростью он не может, мучают причинно-следственные связи, которые привели к инциденту. А поскольку американская культура известна огромным пластом супергеройской тематики в комиксах, Габриэль Шкварцвен не находит в качестве объяснения ничего лучше, чем ниспосланный выше дар, обладатель которого отныне должен служить добру и справедливости. Мне нравится, как потом всё это объясняется ближе к окончанию - оригинальный Рубби ставит в известность спятившего от таких размышлений дядюшку, что наш мозг заточен под толкование необъяснимого таким образом: использует ранее усвоенную информацию, сопоставляет знаемое с неизвестным.
Изначально вообще забываешь, что фильм о битве оригинала со своими копиями, ведь первая часть длительностью в час просто показывает обретение Рубби главного противника – сумасшедших культуристов, сделавших культом употребление анаболиков, и решивших искоренить «насилие над телом» – традиционный спорт. Совершают во имя этого теракты в детских спортивных клубах. Завязка аналогична оригинальному фильму 1998-го, но в новый БРС сразу втиснули и сумасшествие дяди главного героя – Габриэль на нервной почве трогается рассудком, видя, что Рубби больше напуган насаждаемой ответственностью: не понимает, что значит быть супергероем, взволнован появлением особых сверхъестественных навыков, и не осознаёт, за какие заслуги или наоборот за какие грехи дан ему крест сверхчеловека. С этим вопросом герой бежит к своей подруге, в которую тайно влюблён.
Тут стоит отметить мастерское введение персонажа. VMPc представила в «Сказочном герое» новую героиню – Марию Коробову. Она стала полноправным членом команды Миркла.
В следующих фильмах мы видим её наравне с другими уникумами. Но БРС-то об альтернативных временных линиях, там её быть не может. Но сценаристы пошли на хитрость и занялись закреплением нового персонажа. Если «Сказочный герой» просто ввёл героиню, то следующие эпизоды закрепляли её в качестве составного элемента ядра команды. Вот и здесь можно увидеть подругу Руббиена, к которой тот бежит за советом. И эта подруга: Мэрилин (даже имя производное от Мэри, как Марию зовут персонажи) – типичный молодой учёный, отдающий предпочтение всяческим изысканиям в ущерб сну. Работа гримёров не подкачала – Паулина Андреева выглядит уставшей, заспанной и рассеянной, мятый халат прилагается. Образ отработан отлично.
Рубби раскрывает свой секрет, на что Мэрилин реагирует спокойно, полагая, что от недосыпа мерещится всякое. Можно упрекнуть создателей, ведь первый «Бегун» обошёлся без Марии, а тут её «пихают», но всё объясняется тем, что «Бегуна» сняли раньше «Сказочного героя», а лазейка нашлась – в первом перезапуске говорилось о любовном интересе Рубби, им стала самая красивая черлидерша. Так вот в БРС Марию ввели как её сестру, и наш герой хочет быть ближе к той красотке, поэтому дружит с сестрой, но позже влюбляется в неё, так как разглядел за невзрачностью истинный облик молодой практикантки.Дядя Рубби тем временем, желая мотивировать героя, убивает котёнка, которого приручил племянник. Учёный полагает, будто утрата стимулирует новоиспечённого защитника людей, видимо, вспоминая историю из комиксов о Человеке-пауке – там герой становится собой после смерти дяди. А потом возникает реверанс в сторону третьей части – БСПГ: он изобретает генератор лазерных колебаний, тормозящий лазерный луч до скорости звука. Это оружие присутствовало в фильме 1999-го и мультфильме 2013-го, тут же его ввели для понимания, что перезапуск будет немного другим, и ожидать в третьей части знакомого развития событий не стоит. Выходит, теперь у Рубби двое врагов: культуристы-террористы и свихнувшийся дядя с лазерной пушкой.
- вторая часть фильма вводит оригинального Руббиена из основного содержания. Это неожиданно. Только проникаешься терзаниями молодого Рубби, как напоминают, что показанный ранее – лишь клон из альтернативной временной линии. Оригинал понимает: копия достаточно сильна и уничтожить её для закрытия этой линии надо постараться. В мультсериале «Герои Отчуждения. Мультивселенная» Миркл хочет позакрывать все альтернативные ответвления таймлайна, чтобы была одна временная линия. Выясняется, что закрыть их можно, убрав клонов оригинальных героев. Чем в «Бегунах» этого года и занимается команда.
Возникает флэшбек, где оригинальный Рубби что-то мастерит. Миркл говорит, что тягу к изобретательству парень почерпнул, видимо, от своего недавнего врага (отсылка к «Петле для героя», где Рубби уничтожил Неуязвимого, тот любил мастерить всякие технические приспособления, в итоге смастерив целый портал во временную петлю). Лидер команды опасается, как бы наш новоявленный изобретатель не собрал то, что уничтожит их команду, ведь Неуязвимый, передавший страсть к изобретательству противнику, стремился к этому. От греха подальше Миркл отправляет Рубби уничтожать временные копии. А тот сооружает перчатки, генерирующие мощное электромагнитное поле, потому что в «Петле для героя» он обрёл увеличение сил, подвергнувшись эскалации, и теперь одним ударом ненароком убить может, поэтому нужен барьер, которым и становится мощное поле перчаток-генераторов.
Переход между частями запомнился эффектной визуализацией: оригинальный Рубби словно оказывается в кривом зеркале, отражение троится, и каждая часть облика разного цвета. Это сделано для более лёгкого переключения зрителя между частями. В зеленоватой гамме начинается вторая часть.
Поскольку Рубби из первой части силён, хотя и молод, оригинальный герой перемещается к другой своей копии из фильма 1997-го.
Наверняка, любому приходилось задумываться, а что я из себя представлял, если бы выбрал другой путь. Так вот Руббиену посчастливилось наблюдать за альтернативным собой в трёх ипостасях. Первая – молодой и невероятно сильный, но колеблющийся реактивный парень; версия 1997-го – противовес для расстановки сил в борьбе мафиозных кланов. Руббиент (так звали героя из того самого первого перезапуска. Именно так, с одной "т" на конце) выбирает преступную семью, которую защищает от посягательств других, содействуя её процветанию на криминальном олимпе. История крутится вокруг груза, который должен прийти на пристань Полиса. Груз невероятно ценный, и два мощнейших гангстерских клана борются за него. Руббиент прислуживает одному из них, когда главарь второго готовит козырь – хочет предложить бегуну свою дочь – роковую красотку, надеясь, что та перетащит героя на другую сторону. И эта красотка – тоже Мария, но зовут которую Мари. Она соблазнительными действиями играет на камеру, чтобы этой записью привлечь Руббиента. Это срабатывает, бегун посягает на верность противоборствующей стороне, что провоцирует конфликт. В перестрелке погибает Руббиент, а Руббиен упрекает своего двойника в неверном выборе жизненного пути. Мафия пытается переманить на свою сторону внезапно появившегося двойника, но тот принципиален в своей миссии. Одаряет всех наставлениями, радуется, что убил двойника не своими руками. И улетает, закрыв эту временную линию.
- третье альтер-эго Рубби чёрно-белого спектра отражается в кривом зеркале. Тут копия героя из мультика 2013-го «Бегущий герой». Этот бегун служит правительству, так как на его дядю давили властные силы, вынуждая отдать новое потенциальное оружие – супербыстрого человека, но Габриэль создаёт лазерный замедлитель, пытаясь уничтожить свой случайный эксперимент.
Схватка с дядей показана и в БСПГ 1999-го, и в самом «Бегущем герое». Теперь Руббиен выбрал иную сторону, нежели копия из второй части. Он оснащён техническими ухищрениями, что даёт преимущество перед оригиналом. Расстановка сил "охотник-жертва" меняется от сцены к сцене: то Рубби, работающий на правительство, желает выловить своего двойника, то оригинал старается убедить противника, что тому надлежит погибнуть. В итоге Рубби-клон ловит оригинала и заточает в фургоне, приковывая титановыми кандалами. При доставке пленника Рубби рассказывает, как докатился до жизни такой – вырисовывается экспозиция: после победы над дядей и уничтожения его лазера парень подавлен и идёт в любимое кафе, где знакомится с красивой барышней, ей оказывается очередная Мэри, которую тут зовут Марта.
Рубби, закрывший альтернативные временные линии, в смятении после уничтожения трёх клонов. Миркл успокаивает его, убеждая, что тот совершил важнейшую миссию. Вся команда Миркла выпивает в баре, который является знаковым местом для города Полис. Там собираются важнейшие криминальные воротилы. Стоит отметить, эта локация во всех частях символизирует состояние преступности в городе: во второй части там расцвет преступности – все главари банд обсуждают свои дела в этом баре (Руббиент прислуживает мощнейшим кланам, что даёт преимущество над законом); третья часть показывает бар закрытым, ведь Рубби служит правительству, искореняя преступность; в первой и четвёртой части бар открыт и для обычных людей, там не только мафиози. И вот вся команда Миркла, хваля пиво этого бара, радуется за Руббиена и напоминает, что все они заимели клонов в этой реальности (ведь во втором сезоне Безликий убил всех кроме Миркла, следовательно, клоны появились у всех). Миркл отвечает Рубби на вопрос о присутствии всей команды, что эта временная линия не может быть закрыта с уничтожением одной копии, ведь клоны Юнита, Никона и Веста всё ещё обитают тут. Рубби по-прежнему скорбит, но вспоминает о клонах Марии и понимает, что они своей командой отпечатались плотно во времени, что недопустимо, оригиналы должны быть лучше копий. Поняв важность вершимого дела, наш герой подаётся на уговоры Юнита расслабиться и выпить чудесного пива. Ухмыляется, берёт бутылку и воодушевлённо подмигивает своей команде.
Мастерски обыграли перезапуски «Бегунов», сделав героев ранних фильмов альтернативными версиями персонажа. Это важно для целостности антологии, ведь помимо основной трилогии «Бегуна» 1996-1999-гг. есть ещё два фильма, повторяющие сюжеты первой и третьей частей. Великолепным решением стало объединить врагов из второй и третьей части в нынешнем БРС. Дядя и сумасшедшие зомбированные качки, против которых ополчается Рубби, были представлены в одном фильме, чтобы убедить поклонников серии, что БСПГ не будет повторять сюжет оригинала 1999-го, даже на постере сказано, что альтернативные версии героев должны быть уничтожены и у других членов команды.
Важно помнить, что следующий эпизод вышел на следующий день. То есть, зритель не должен ждать следующего года (БСПГ хотели выпустить на экраны в 2017-ом), чтобы узнать, чем закончилась миссия уникумов. Конечно, оба фильма выпустили с промежутком в день не только из-за символизма (оригинальные «Бегун. Решающее соревнование» и «Бегун. Самая последняя глава» вышли в 1998-ом и 1999-ом соответственно. Даты новых эпизодов ЭГО с теми же названиями в американской вариации записи даты выглядят так 9.8 и 9.9 - восьмое и девятое число девятого месяца. Эти цифры повторяют окончания годов выхода первых «Бегунов»), студия хотела минимизировать убытки, ведь предвзятое отношение к новым «Бегунам» не позволит картинам собрать кассу, поклонники негативно отозвались о перезапусках. VMPc хотела сборов от обеих лент, ведь заявленные 70 млн. бюджета могут не окупиться. Меня не покидало чувство, что затраты на БРС изрядно завышены. Было заявлено, что он стоил 70 млн., потом выяснилось: это бюджет двух фильмов – БРС и БСПГ. Так гораздо убедительнее. Соберут ли фильмы кассу, достаточную для покрытия затрат, покажет месяц проката. Ведь октябрь радует нас «Лунными воинами» - самой дорогой картиной ЭГО на данный момент.
Казалось бы, зачем VMPc напрягаться, переосмысливая БРС и БСПГ, ведь упор сделан на красавиц из следующего эпизода – «Лунные воины» пока самый ожидаемый проект. Но студия уделила достаточно экранного времени Руббиену, чтобы продолжить его раскрытие – раскрытие его нового облика: мы видим его терзания, продолжение становления на новом поприще – бойца за чистоту времени. Он колеблется, боится, хотя и прошёл эскалацию, но тяжесть испытаний демонстрирует смену имиджа. Теперь можно быть уверенным, что Рубби не тот инфантильный парень из основных эпизодов. Начиная с «Героя отчуждения», он мужает, расставляет приоритеты, закаляет характер. Как говорил глава VMPc мистер Третий, он является поклонником одного из героев саги и хотел бы видеть его индивидуальную эволюцию, так как в фильмах его фаворит был показан нарочито инфантильным. И все фильмы студии теперь сосредоточены на нём, что вынуждает Руббиена эволюционировать, совершенствовать своё отношение к происходящему. В прошлых картинах производства холдинга POLIS Рубби всегда надеялся на команду, поэтому не брал на себя тяжесть испытаний, но уже в первом фильме производства VMPc «Герой отчуждения» он один на один в боевом крещении с индивидуальным противником. В «Сказочном герое» тоже, ситуация повторяется и в «Петле для героя». Таким образом Рубби обретает личных недоброжелателей, а в фильмах ЭГО, производящихся POLIS'ом он сражается с обезличенными врагами в виде корпораций. Ответственность распыляется в команде, что не даёт простора для психологических манёвров. Когда руководством студии VMPc перед Рэнни Говардом была поставлена задача – стать в образе своего героя мужественнее, рассудительнее, просьба была выполнена, и апофеозом его становления стал как раз БРС. Уничтожив три копии из параллельных вселенных, наш бегун осознаёт ценность своего существования, сначала скорбит, потом понимает необходимость жертв и утверждает важность только одной временной линии. Смысл фильма, главенствующая его идея – в приоритете настоящего. Превозмогая ошибки прошлого, избегая сожалений о невыполненном, необходимо понять важность нынешнего времени. Это и показывает финальной сценой в баре Руббиен - взяв бутылку, отхлебнув пива, он с усмешкой относится к тому, что было, и встречает рассвет завтрашнего дня, без страха взирая на грядущее.
И немного о технических аспектах картины.
Снято мрачно, как-то по-осеннему. Свинцовое небо, ощутимые контрасты между светом и тенью. Это очередной символизм фильма – он вышел в разгар осени. Если «Герой отчуждения» был дождливым и утопающем во мраке, то, начиная со светлого «Сказочного героя», переход к нейтральной по цветовой гамме «Петле для героя», завершается давящем свинцовым пейзажем осени в БРС – это намёк на кризис героя, который вновь проходит путь переоценки ценностей, пересмотра приоритетов, находится в состоянии гнетущего выбора.
Только саундтрек энергичный и бодрый, тут намёк на главного героя первой и четвёртой части фильма – он ещё не подозревает о тягостях и бегает со скоростью одного маха, не замечая, как приближается к главному испытанию. И хоть непривычно видеть это членение картины на три фрагмента, связывает которые воедино оригинальный Рубби, надо признать верность разделения отрезков на цветовые гаммы. Цвета градируют от тёмно-зелёного к тусклому, возвращаясь к контрастной глубине серости, деля отрывки на экспозиции, отличая разные версии одного героя. В третьей части флэшбеки вообще чёрно-белые (там, где Рубби рассказывает о дочери генерала), словно подчёркивающие небогатый выбор цветовых оттенков грядущего.
В целом, фильм получился тщательной работой над ошибками. Подтвердили важность оригинального Рубби и, соответствуя названию, повествование сконцентрировано на нём, отсылки к следующей серии – БСПГ в виде всей команды, ждущей своего часа, не зря присутствуют. В кинотеатрах прокатная версия БРС предварялась показом трейлера следующего эпизода, где говорилось о важности обоих фильмов. Я не смотрел прокатную версию БРС, только режиссёрку, но меня убеждали, будто там всё скомпоновано в час сорок и следующую часть можно смотреть, понимая их связь. Да, БСПГ был только в прокатной версии, и она оказалась шикарна…
________________________________________________________
03.10.16
Порфирий Липатов
(Штатный блогер Vension Media Product Company)